Веревочный курс (обычно употребляется без кавычек) это весьма популярный среди психологов тренинг командообразования. Командообразование (сплочение коллектива, формирование эффективной команды, пробуждение лидерских качеств) это основной, но не единственный эффект веревочного курса. Другие эффекты:
– освоение групповых стратегий и тактик,
– пробуждение интереса к инициативе, творческому решению проблем,
– самовыражение,
– самопознание и познание других участников,
– уверенность в себе, своих силах,
– просто опыт решения конкретных проблем,
– преодоление страха, собственных комплексов,
– обучение приемам эффективной коммуникации.
Веревочный курс называется так, потому что в его основу положена идея, что члены команды должны быть словно связаны одной веревкой. Кроме того, веревка является важным аксессуаром для многих упражнений веревочного курса, поэтому ведущему (ведущим) надо запастись ею заранее.
Веревочный курс весь состоит из физически активных упражнений. Но это не простая физкультура. Здесь активно участвует не только организм, но и психика участников. Поэтому упражнения веревочного курса часто называют психофизическими.
От ведущих веревочного курса требуется некоторая подготовка, слаженность действий. Очень желательно, чтобы они сами имели опыт участия в веревочном курсе в качестве простого участника.
На протяжении всего веревочного курса ведущие создают и поддерживают атмосферу творческого поиска, всячески подталкивают участников к проработке и принятию нестандартных решений, призывают к взаимопомощи и взаимной поддержки в коллективе.
Участники веревочного курса учатся преодолевать барьеры в общении, узнают ближе друг друга, благодаря этому и происходит сплочение группы. Но ведущие должны внимательно следить за тем, чтобы отдельные участники не форсировали этот процесс, уважали друг друга, имели терпение.
После каждого упражнения устраивается обсуждение. Во время его участникам дается возможность понять, как было принято решение, кто занял активную позицию, как некоторые обстоятельства повлияли на результат. Обсуждается и то, как можно было бы поступить иначе, что для этого надо было бы сделать. Ведущие во время таких обсуждений стараются повысить уровень объективности суждений участников, высказывают собственные мнения.
Время от времени желательно вводить в обсуждение ключевые понятия: «качество» и «эффективность». Участники должны понять, а где-то и «на собственной шкуре» осознать, что качество не всегда означает эффективность, а эффективность не обязательно подразумевает качество. И всегда желательно находить разумный баланс между качеством и эффективностью.
Если вдруг у кого-то из участников появится интересная, поучительная история из жизни, которую он готов поведать, то можно его выслушать.
Огромное значение для веревочного курса имеет безопасность участников. Практически ни один веревочный курс не обходится без мелких ушибов. Важно, чтобы не было серьезных ушибов и вообще травм. Ведущие сами, как уже говорилось, должны иметь хороший опыт участия в веревочных курсах, чтобы представлять возможные опасности «изнутри». Важно заранее подготовить площадку, на которой будут проводиться упражнения. Если веревочный курс проводится на природе, надо очень внимательно осмотреть территорию, убрать опасные палки, камни, осколки и т.д. Если упражнения проводятся в спортзале, надо тоже внимательно все осмотреть: не скользкий ли пол, нет ли опасного мусора, безопасные ли маты и т.д.
Очень желательно, чтобы на участниках, равно как и на ведущих, не были надеты серёжки, кольца, браслеты, часы и т.п. Многие упражнения проводятся в тесном контакте участников, из-за посторонних предметов они могут травмировать друг друга.
Ведущие как правило сами не принимают участия в упражнениях. Их основная задача – следить за безопасностью.
Форма одежды участников и ведущих: спортивная.
Количество участников должно быть в диапазоне 6-12 человек. Меньше – будет не так интересно. Больше – будут определенные сложности при выполнении отдельных упражнений, сложнее следить за безопасностью.
Типовое упражнение состоит из четырех этапов:
– инструкция со стороны ведущих,
– целеполагание (группа выбирает способ решения проблемы, распределяет обязанности, готовится),
– выполнение,
– обсуждение (рефлексия).
Для всех этапов время не ограничивается.
Задание считается выполненным, если каждый участник безошибочно справился с поставленной задачей. Если же хоть один участник допустил ошибку, группа возвращается на исходную позицию. Это важное требование.
Веревочный курс можно проводить как с детьми, так и со взрослыми. При общении с детьми можно немного задействовать их фантазию: «мы преодолеваем волшебный ручей», «наш корабль подбили пираты, мы все должны уместиться на маленьком плоту», «нам нужно преодолеть стену из ядовитых зубов дракона» и т.п.
Для успешного веревочного курса нужна доброжелательная атмосфера, некоторый базовый уровень доверия. Нежелательно проводить этот тренинг с совсем незнакомыми друг другу участниками. Если перед ведущими-психологами ставится именно задача познакомить участников, а потом сплотить, то разумным будет провести сначала с участниками «классический сидячий» тренинг, состоящий из упражнений на знакомство (например «Снежный ком»), упражнений разминки, коммуникативных упражнений.
Желательно, чтобы совсем незнакомые участники рассказали друг другу хотя бы немного о себе: где учились, где работают, семейное положение, увлечения и т.п.
Веревочный курс можно разбить на несколько дней. Продолжительность каждого дня ориентировочно должна составлять от двух до четырех часов. В конце каждого дня можно устроить небольшое подведение итогов, в котором каждый (в том числе и ведущие) делятся самыми своими яркими впечатлениями от прошедшего дня.
Порядок упражнений не важен. Ведущие сами подбирают и выстраивают в очередь эти упражнения, ориентируясь на объективные возможности и физические кондиции участников. Лучше выстраивать упражнения от простых к более сложным. Заинтересовали вас веревочные курсы?